Проектная сессия 1 #ЮГРАСТРАТЕГИИОБРАЗОВАНИЯ

4 525
Движение вперёд срабатывает как стратегия лишь тогда,
когда ты очень точно знаешь, где именно находится это самое вперёд.
Лоис МакМастер Буджолд. Комарра

Категория участников:

руководители муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, заместители глав муниципальных образований по социальным вопросам, ректоры вузов, институтов развития образования, институтов повышения квалификации, руководители подведомственных организаций

Цель:

разработать общее видение проекта по трансформации школы в ответ на вызовы неопределенности и созданию условий для повышения качества образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Проектная идея:

Мы живем в условиях неопределенности и постоянных изменений, в эпоху цифровой революции, больших данных, искусственного интеллекта и роботизации, глобализации и возрастающей мобильности. Современные дети уже вовлечены в цифровую экономику, реализуют успешные технологические и социальные проекты, постигают предпринимательство и запускают стартапы, включены в глобальные сети коммуникации.

При этом школа по-прежнему основывается на классно-урочной системе и индустриальном укладе жизни, загружает детей большими объемами информации, мало внимания уделяет проектной, исследовательской и игровой деятельности. Она по-прежнему ориентирована на запоминание сведений и прохождение материала, зачастую безотносительно мотивации и интересов учеников.

Замысел проектной сессии состоит в разработке видения стратегии трансформации школы в ХМАО-Югре, обеспечивающей:

  • реализацию майского Указа Президента в области образования и проработке стратегического доклада ЦСР «12 решений для образования»
  • мотивацию учеников к активному познанию, развитию универсальных компетенций и новых грамотностей, формированию понимания необходимости учиться в течение всей жизни;
  • возможность реализации в ХМАО-Югре индивидуального (персонализованного) образования с учетом отечественных и зарубежных моделей новой школы, цифровизации образования в целом;
  • включение в общефедеральную и международную повестку, внедрение проектного обучения и методов управления проектами на основе международных стандартов.

Ключевые вопросы:

  1. Образ школы в 21 веке: зачем, чему и как учить поколение «NET», заинтересованные стороны и их ожидания, система ценностей, знания и компетенции
  2. Возможные направления трансформации: какие основные и обеспечивающие процессы менять, какие создавать, от каких отказываться; каковы критерии успешности и система оценивания результатов; как мы видим образовательную экосистему и ее участников
  3. Нормативно-правовое регулирование трансформации: возможности и ограничения, необходимые изменения и нововведения
  4. Кадровое обеспечение трансформации школы: подготовка и развитие учителей, интеллектуальное волонтерство, наставничество
  5. Образовательный контент для новой школы: требования, форматы, источники, механизмы доставки, потребления и оценки востребованности/эффективности
  6. Ресурсное обеспечение трансформации: техносфера школы, мотивирующая среда, финансирование и академический фандрайзинг

Ожидаемые результаты: разделяемое видение стратегии трансформации школы в ХМАО-Югре и базовые характеристики приоритетного проекта ХМАО-Югра «Трансформация школы в ответ на вызовы неопределенности»

Итоги работы проектной сессии: 

Для ответа на ключевые вызовы, стоящие перед российским образованием, с целью обсуждения и разработки механизмов достижения целевых ориентиров и реализации приоритетных проектов в области образования в рамках Совещания состоялась Проектная сессия 1 «Стратегии образования и управленческие задачи» для руководителей муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, заместителей глав по социальным вопросам, ректоров вузов, руководителей подведомственных организаций.

В работе сессии приняло участие более 70 человек.

Мы живем в условиях все возрастающей неопределенности и постоянных изменений, в эпоху цифровой революции, больших данных, искусственного интеллекта и роботизации, глобализации и возрастающей мобильности.

Современные дети уже вовлечены в цифровую экономику, реализуют успешные технологические и социальные проекты, постигают предпринимательство и запускают стартапы, включены в глобальные сети коммуникации.

При этом школа по-прежнему основывается на индустриальном укладе жизни, загружает детей большими объемами информации, мало внимания уделяет проектной, исследовательской и игровой деятельности. Она по-прежнему ориентирована на запоминание сведений и прохождение материала как на конечный результат, зачастую безотносительно мотивации и интересов учеников.

Замысел проектной сессии состоит в разработке видения стратегии развития школы в ХМАО-Югре, обеспечивающей: - реализацию майского Указа Президента в области образования; - мотивацию учеников к активному познанию, развитию универсальных компетентностей и новых грамотностей, обучению в течение всей жизни; - возможность реализации в ХМАО-Югре персонального образования с учетом отечественных и зарубежных моделей новой школы, цифровизации образования в целом; - включение в общефедеральную и международную повестку проектного обучения и проектного управления.

Ключевые вопросы:

1. Образ школы в 21 веке: зачем, чему и как учить «Поколение NET», заинтересованные стороны и их ожидания, система ценностей, знания и компетенции

2. Возможные направления развития: какие основные и обеспечивающие процессы менять, какие создавать, от каких отказываться; каковы критерии успешности и система оценивания результатов; как мы видим образовательную экосистему и ее участников

3. Нормативно-правовое регулирование трансформации: возможности и ограничения, необходимые изменения и нововведения

4. Кадровое обеспечение трансформации школы: подготовка и развитие учителей, интеллектуальное волонтерство, наставничество

5. Образовательный контент для новой школы: требования, форматы, источники, механизмы доставки, потребления и оценки востребованности/эффективности

6. Ресурсное обеспечение трансформации: техносфера школы, мотивирующая среда, финансирование и академический фандрайзинг. Ожидаемые результаты Разделяемое видение стратегии развития школы в ХМАО-Югре и базовые характеристики приоритетного проекта ХМАО-Югра «Развитие школы в ответ на вызовы цифровой цивилизации».

Проект резолюции Заслушав материалы доклада «12 решений для нового образования», другие материалы проектной сессии, участники отмечают:

1. Образование должно рассматриваться как сфера инвестиций в человеческий капитал ХМАО-Югры, Российской Федерации в целом;

2. Развитие школы необходимо сосредоточить на следующих ключевых проектах:

1) поддержка раннего развития детей, помощь родителям в преодолении трудностей детского развития и подготовке к учению в школе;

2) цифровизация образовательного процесса, решающая проблемы отстающих детей, поддержки талантов и освобождения участников образовательных отношений от рутинных работ;

3) развитие информационно-технологической инфраструктуры техносферы школ (широкополосное подключение к Интернет, сетевое оборудование, устройства доступа и пр.), позволяющее ученику, учителю, администрации и родителям использовать современные цифровые инструменты, сервисы и ресурсы для улучшения учения и преподавания (цифровые УМК, МООК, образовательные приложения, источники качественного контента, средства поддержки проектной и исследовательской деятельности и коллабораций);

4) формирование в школах мотивирующей интерактивной образовательной среды, в том числе в части дизайна образовательных пространств в зданиях и помещениях школ, отвечающего современным требованиям к организации учебной коммуникации, проектной и исследовательской (в том числе - распределенной) деятельности учащихся;

5) вовлечение всех участников отношений в сфере образования в трансформацию преподавания предметной области «Технология» в соответствии с приоритетами развития ХМАО-Югры, запросами родителей, требованиями четвертой промышленной революции;

6) развитие в школе проектного обучения, проектного управления, исследовательской деятельности, а также оценки результатов проектной и исследовательской деятельности на основе передовых отечественных и международных практик (в том числе развитие конкурсов и олимпиад, проведение конференций и фестивалей проектов школьников с международным участием и др.);

7) развитие системы поддержки талантов, вовлечение в реализацию федеральных проектов - Фонда «Талант и успех», развитие «Кванториумов», включение в реализацию федеральных проектов в области создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

8) создание пилотных «экосистем» общего образования, объединяющих образовательные программы основного, дополнительного и неформального образования на основе выбора учащегося и его семьи;

9) развитие системы мотивации к профессиональному росту педагогических и руководящих кадров, вовлечение не менее 70 процентов кадрового состава в национальную систему профессионального роста педагогических работников;

10) развитие исследовательской и экспертно-аналитической деятельности в сфере образования ХМАО-Югры в кооперации с ведущими Российскими и мировыми институтами развития образования для координации и оценки реализации приоритетных проектов в сфере общего образования, прежде всего в областях: содержания образования и инфраструктурного развития школ; цифровизации образовательного процесса; помощи школам, работающим в сложных условиях; кадрового развития и управления кадровым потенциалом педагогических и руководящих работников общего образования; управление проектами развития образования.

Презентации:

12 решений для нового образования

12 решений для нового образования - доклад

12 решений для нового образования - инфографика

Межрегиональная дифференциация

Универсальные компетентности и новая грамотность

4 комментарий(я)

  • Пачина Анжела Геннадьевна 28 Августа 2018 Имя: Пачина Анжела Геннадьевна

    Итоги работы проектной сессии:
    Для ответа на ключевые вызовы, стоящие перед российским образованием, с целью обсуждения и разработки механизмов достижения целевых ориентиров и реализации приоритетных проектов в области образования в рамках Совещания состоялась Проектная сессия 1 «Стратегии образования и управленческие задачи» для руководителей муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, заместителей глав по социальным вопросам, ректоров вузов, руководителей подведомственных организаций. В работе сессии приняло участие более 70 человек.
    Мы живем в условиях все возрастающей неопределенности и постоянных изменений, в эпоху цифровой революции, больших данных, искусственного интеллекта и роботизации, глобализации и возрастающей мобильности. Современные дети уже вовлечены в цифровую экономику, реализуют успешные технологические и социальные проекты, постигают предпринимательство и запускают стартапы, включены в глобальные сети коммуникации. При этом школа по-прежнему основывается на индустриальном укладе жизни, загружает детей большими объемами информации, мало внимания уделяет проектной, исследовательской и игровой деятельности. Она по-прежнему ориентирована на запоминание сведений и прохождение материала как на конечный результат, зачастую безотносительно мотивации и интересов учеников.
    Замысел проектной сессии состоит в разработке видения стратегии развития школы в ХМАО-Югре, обеспечивающей:
    - реализацию майского Указа Президента в области образования;
    - мотивацию учеников к активному познанию, развитию универсальных компетентностей и новых грамотностей, обучению в течение всей жизни;
    - возможность реализации в ХМАО-Югре персонального образования с учетом отечественных и зарубежных моделей новой школы, цифровизации образования в целом;
    - включение в общефедеральную и международную повестку проектного обучения и проектного управления.
    Ключевые вопросы:
    1. Образ школы в 21 веке: зачем, чему и как учить «Поколение NET», заинтересованные стороны и их ожидания, система ценностей, знания и компетенции
    2. Возможные направления развития: какие основные и обеспечивающие процессы менять, какие создавать, от каких отказываться; каковы критерии успешности и система оценивания результатов; как мы видим образовательную экосистему и ее участников
    3. Нормативно-правовое регулирование трансформации: возможности и ограничения, необходимые изменения и нововведения
    4. Кадровое обеспечение трансформации школы: подготовка и развитие учителей, интеллектуальное волонтерство, наставничество
    5. Образовательный контент для новой школы: требования, форматы, источники, механизмы доставки, потребления и оценки востребованности/эффективности
    6. Ресурсное обеспечение трансформации: техносфера школы, мотивирующая среда, финансирование и академический фандрайзинг.
    Ожидаемые результаты
    Разделяемое видение стратегии развития школы в ХМАО-Югре и базовые характеристики приоритетного проекта ХМАО-Югра «Развитие школы в ответ на вызовы цифровой цивилизации».
    Проект резолюции
    Заслушав материалы доклада «12 решений для нового образования», другие материалы проектной сессии, участники отмечают:
    1. Образование должно рассматриваться как сфера инвестиций в человеческий капитал ХМАО-Югры, Российской Федерации в целом;
    2. Развитие школы необходимо сосредоточить на следующих ключевых проектах:
    1) поддержка раннего развития детей, помощь родителям в преодолении трудностей детского развития и подготовке к учению в школе;
    2) цифровизация образовательного процесса, решающая проблемы отстающих детей, поддержки талантов и освобождения участников образовательных отношений от рутинных работ;
    3) развитие информационно-технологической инфраструктуры техносферы школ (широкополосное подключение к Интернет, сетевое оборудование, устройства доступа и пр.), позволяющее ученику, учителю, администрации и родителям использовать современные цифровые инструменты, сервисы и ресурсы для улучшения учения и преподавания (цифровые УМК, МООК, образовательные приложения, источники качественного контента, средства поддержки проектной и исследовательской деятельности и коллабораций);
    4) формирование в школах мотивирующей интерактивной образовательной среды, в том числе в части дизайна образовательных пространств в зданиях и помещениях школ, отвечающего современным требованиям к организации учебной коммуникации, проектной и исследовательской (в том числе - распределенной) деятельности учащихся;
    5) вовлечение всех участников отношений в сфере образования в трансформацию преподавания предметной области «Технология» в соответствии с приоритетами развития ХМАО-Югры, запросами родителей, требованиями четвертой промышленной революции;
    6) развитие в школе проектного обучения, проектного управления, исследовательской деятельности, а также оценки результатов проектной и исследовательской деятельности на основе передовых отечественных и международных практик (в том числе развитие конкурсов и олимпиад, проведение конференций и фестивалей проектов школьников с международным участием и др.);
    7) развитие системы поддержки талантов, вовлечение в реализацию федеральных проектов - Фонда «Талант и успех», развитие «Кванториумов», включение в реализацию федеральных проектов в области создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
    8) создание пилотных «экосистем» общего образования, объединяющих образовательные программы основного, дополнительного и неформального образования на основе выбора учащегося и его семьи;
    9) развитие системы мотивации к профессиональному росту педагогических и руководящих кадров, вовлечение не менее 70 процентов кадрового состава в национальную систему профессионального роста педагогических работников;
    10) развитие исследовательской и экспертно-аналитической деятельности в сфере образования ХМАО-Югры в кооперации с ведущими Российскими и мировыми институтами развития образования для координации и оценки реализации приоритетных проектов в сфере общего образования, прежде всего в областях: содержания образования и инфраструктурного развития школ; цифровизации образовательного процесса; помощи школам, работающим в сложных условиях; кадрового развития и управления кадровым потенциалом педагогических и руководящих работников общего образования; управление проектами развития образования.

  • Панасюк Василий Петрович 20 Августа 2018 Имя: Панасюк Василий Петрович

    В условия широкоформатных инновационных трансформаций всегда есть опасность столкнуться с феноменом ресоциализации инноваций, т.е. их отрывом от человека, непринятием на личностном уровне. Должен быть предусмотрен механизм нивелирования негативных процессов ресоциализации инноваций, как поэтапный, включающий аспект формирования инновационной культуры (осознание значимости и необходимости новаций, готовности/подготовки к освоению новаций, осмысление результатов от внедрения новаций, рефлексия условий, среды, обеспечивающей получения обозначенных результатов и т.д.)

  • Панасюк В.П. 19 Августа 2018 Имя: Панасюк В.П.

    Стратегия трансформации школы должна основываться на системном, в том числе системогенетическом подходах, что означает ориентацию проводимых изменений на:
     - Синхронные и скоординированные преобразования во всех трех подсистемах школы – 1) педагогической (основной процесс – образовательный); 2) организационно-экономической (основной процесс – управление кадровыми и материально-финансовыми ресурсами); 3) социальной (основной процесс – управление социальной ответственностью)
     - Механизмы преемственности, системного наследования отдельных элементов школы как социальной системы (это означает, что часть новшеств, привносимых изменений должны «вырасти» из прошлого опыта школы, участников образовательных отношений)
     - Выбор в качестве системообразующего фактора цели содействия формированию образованной личности, что в том числе включает и гармоничность проявления ее основных качеств и свойств, и социальную ответственность

  • Панасюк Василий Петрович 18 Августа 2018 Имя: Панасюк Василий Петрович

    В плане трансформации школы и нового видения векторов ее развития хотел бы обратить внимание на проблему качества управления. Без устойчивого, эффективного (не только в финансово-экономическом понимании) управления нельзя выйти на новое качество школы, решаемых ею задач.
    Качество управления понимаю и как качество выработки стратегий и целей, и как качество принимаемых решений, и как качество нормативно-правового обеспечения всех процессов, и как качество управления основными и обеспечивающими процессами

Идеи, предложения, замечания, проектные решения:

Все поля со знаком (*) обязательны для заполнения.