Проектная сессия 3 #ЮГРАПРОФЕССИОНАЛЬНАЯОРИЕНТАЦИЯ

1 271

Далеко не каждый станет учёным, писателем, артистом, далеко не каждому суждено открыть порох, но поэтом, художником в своем деле должен стать каждый.

В.А. Сухомлинский

Категория участников: заместители руководителей, специалисты муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования и молодёжной политики, курирующие работу с одаренными детьми и профессиональную ориентацию школьников, руководители и заместители руководителей организаций общего образования и дополнительного образования детей, представители профессионального образования, организаций и предприятий реального сектора экономики

Цель:

Разработка и внедрение проектов и моделей, направленных на создание условий для формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, и их профессиональной направленности, соответствующих особенностям и потребностям социально-экономического и технологического развития Югры

Проектная идея:

формирование комплекса мер по ранней профессиональной ориентации обучающихся и развитию мотивационной одаренности детей, а также проектирование региональной модели «Билет в будущее» с учетом взаимодействия с партнерами из числа профессиональных и общественных организаций, организаций и предприятий негосударственного сектора экономики (далее – Комплекс мер)

Ключевые вопросы:

1) низкий уровень готовности педагогических кадров к организации профориентационной работы со школьниками и учащейся молодёжью в условиях инновационной экономики;

2) кризис нереализованности, ощущение бесперспективности многими выпускниками общеобразовательных учреждений (до 50% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта профессиональных проб избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, убеждениям);

3) отсутствие стратегического планирования процессов подготовки и переподготовки кадров;

4) недооценка роли профориентационного партнерства с различными современными рынками: рынком технологий, рынком компетенций, рынком притязаний подростков и молодёжи, рынком родительских ожиданий и притязаний различных профессиональных групп регионов;

5) отсутствие скоординированной системы управления качеством организации профориентационной работы с учащейся молодёжью;

6) политика большинства предприятий, ориентированная не на повышение производительности труда, а на дешевизну труда, сопровождающаяся стихийным процессом оттока молодежи с производства, падением престижа рабочей профессии, сужением сферы профессиональной подготовки рабочих;

7) недостаточная преемственность в процессах педагогического сопровождения профессиональной ориентации, профессионального становления и развития личности обучающихся;

8) недостаточность разработанных и реализуемых преемственных образовательных программ в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования;

9) отсутствие единой информационной системы, обеспечивающей процессы педагогического сопровождения профессиональной ориентации, профессионального становления и развития личности обучающихся;

10) дублирование функций и проектных работ;

11) размывание ответственности как за целевое и рациональное использование ресурсов Программы профориентации, так за эффективность ее результатов.

Ключевые решения:

1. Оказание помощи самоопределяющемуся подростку в адаптации к реальным социально-экономическим условиям «рынка». Выпускнику школы надо предложить наиболее оптимальный вариант его места в обществе.

2. Формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. Формирование у подростка способности совершать профессиональный и жизненный выбор.

3. Формирование морально-волевого «тыла» самоопределяющегося человека. Хорошее образование, воспитание, связи, коммуникативные способности, умение входить в социально-профессиональную или учебно-профессиональную среду.

4. Формирование готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху.

5. Формирование ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности. Построение системы ценностей.

6. Подготовка самоопределяющегося человека к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса (отдельные сложные жизненные события, сильно влияющие на всю дальнейшую жизнь человека).

Проектное решение:  подготовка перечня основных мероприятий по реализации Комплекса мер для включения в региональный приоритетный проект «Создание региональной системы дополнительного образования детей».

Итоги работы проектной сессии:

Проектная сессия была построена на основных принципах смыслового проектного управления с целью решения задачи формирования в Югре эффективной системы профессионального и личностного самоопределения обучающихся, выпускников, молодежи.
В рамках проектной сессии обсуждались ключевые вопросы:
1. Региональные практики по формированию ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности с опорой на базовые ценности цивилизации.
2. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка по формированию морально-волевого тыла: хорошее образование, воспитание, позитивные социальные связи, способность к ответственному выбору, умение входить в социально-профессиональную среду.
3. Создание организационных условий для информационного обмена эффективными практиками профориентационной деятельности (региональная карта точек роста и возможность их тираживания в массовую практику).
4. Формирование регионального экспертно-педагогического профессионального сообщества тьюторов по профориентационной работе с детьми и молодежью.
5. Актуализация педагогических практик и апробация методик формирования способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях.
6. Формирование регионального событийного ряда профориентационной деятельности в открытых межведомтвенных системах.
Участники проектной сессии познакомились с инновационной технологией профориентационной работы Школы будущих президентов 
(г. Санкт-Петербург) и приняли участие в дискуссии о трендах в образовании, цифровизации и специфики поколения Z для определения основных направлений обновления содержания и технологий профориентационной работы в регионе, что стало содержанием проектировочного этапа (интерактивной части) проектной сессии.
По результатам проектировочного этапа сформирована региональная карта эффективных муниципальных практик и выявлены дефициты ресурсного обеспечения, которые станут концептуальной основной изменений приоритетного проекта «Создание региональной системы дополнительного образования детей, соответствующей особенностям и потребностям социально-экономического и технологического развития Югры».

Проектные решения:
1. Разработать региональную модель ранней профориентации обучающихся с учетом современных образовательных трендов и эффективных региональных практик.
2. Создать региональный центр по координации профориентационной работы в Югре, обеспечивающий подготовку высококвалифицированных специалистов для работы в системе профессиональной ориентации.
3. Разработать цикл образовательных событий по организации профориентационной деятельности, включая проведение не реже одного раза в два года регионального форума специалистов профориентационной работы «Югра: будущее за горизонтом».
4. Внедрить систему грантов (образовательных сертификатов) на реализацию научно-технологических проектов молодых югорчан или прохождение обучения/стажировки на базе ведущих образовательных организаций или промышленных предприятий автономного округа.

Презентации:

1 comment

  • Пачина Анжела Геннадьевна 28 Августа 2018 Имя: Пачина Анжела Геннадьевна

    Итоги работы проектной сессии:
    Проектная сессия была построена на основных принципах смыслового проектного управления с целью решения задачи формирования в Югре эффективной системы профессионального и личностного самоопределения обучающихся, выпускников, молодежи.
    В рамках проектной сессии обсуждались ключевые вопросы:
    1. Региональные практики по формированию ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности с опорой на базовые ценности цивилизации.
    2. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка по формированию морально-волевого тыла: хорошее образование, воспитание, позитивные социальные связи, способность к ответственному выбору, умение входить в социально-профессиональную среду.
    3. Создание организационных условий для информационного обмена эффективными практиками профориентационной деятельности (региональная карта точек роста и возможность их тираживания в массовую практику).
    4. Формирование регионального экспертно-педагогического профессионального сообщества тьюторов по профориентационной работе с детьми и молодежью.
    5. Актуализация педагогических практик и апробация методик формирования способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях.
    6. Формирование регионального событийного ряда профориентационной деятельности в открытых межведомтвенных системах.
    Участники проектной сессии познакомились с инновационной технологией профориентационной работы Школы будущих президентов
    (г. Санкт-Петербург) и приняли участие в дискуссии о трендах в образовании, цифровизации и специфики поколения Z для определения основных направлений обновления содержания и технологий профориентационной работы в регионе, что стало содержанием проектировочного этапа (интерактивной части) проектной сессии.
    По результатам проектировочного этапа сформирована региональная карта эффективных муниципальных практик и выявлены дефициты ресурсного обеспечения, которые станут концептуальной основной изменений приоритетного проекта «Создание региональной системы дополнительного образования детей, соответствующей особенностям и потребностям социально-экономического и технологического развития Югры».
    Проектные решения:
    1. Разработать региональную модель ранней профориентации обучающихся с учетом современных образовательных трендов и эффективных региональных практик.
    2. Создать региональный центр по координации профориентационной работы в Югре, обеспечивающий подготовку высококвалифицированных специалистов для работы в системе профессиональной ориентации.
    3. Разработать цикл образовательных событий по организации профориентационной деятельности, включая проведение не реже одного раза в два года регионального форума специалистов профориентационной работы «Югра: будущее за горизонтом».
    4. Внедрить систему грантов (образовательных сертификатов) на реализацию научно-технологических проектов молодых югорчан или прохождение обучения/стажировки на базе ведущих образовательных организаций или промышленных предприятий автономного округа.

Идеи, предложения, замечания, проектные решения:

Все поля со знаком (*) обязательны для заполнения.