Проектная сессия 7 #ЮГРАПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАНИЕ

10 370
Цитата «Обучение должно вестись на самой передовой учебной и производственной базе»
Президент РФ В.В. Путин

 

Цель: Разработка предложений в проект программы модернизации системы среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Категория участников:  руководители профессиональных образовательных организаций, заместители руководителей, курирующие вопросы организации и осуществления образовательной деятельности, представители работодателей

Проектная идея:  эффективность развития региональной системы профессионального образования зависит от кадровой политики, основанной на анализе и определении приоритетов социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, создания условий, обеспечивающих соответствие структуры выпуска по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения актуальным потребностям региона.

Ключевые вопросы:

  1. Актуализация региональных программ развития профессионального образования в свете задач подготовки кадров для передовых технологий.
  2. Разработка и организация (гармонизация) процедур оценивания общих и профессиональных компетенций и квалификаций обучающихся и педагогических работников профессиональных образовательных организаций.
  3. Сопряжение независимой оценки квалификации с промежуточной и итоговой аттестацией студентов.
  4. Мотивы и инструменты взаимодействия бизнеса и образования.
  5. Лучшие практики подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена: проблема тиражируемости.
  6. Повышение квалификации педагогов профессионального обучения и СПО: критерии эффективности, содержание, организация.
  7. Программы повышения квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения) с применением стандарта Ворлдскиллс, а также о других образовательных программах Академии (обучение экспертов чемпионата, экспертов ДЭ, руководителей ПОО и др.).
  8. Создание центров опережающей профессиональной подготовки.

Программа модернизации организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита рабочих кадров в субъектах Российской Федерации

Рекомендации по проведению государственной итоговой аттестации студентов, завершающих освоение образовательных программ среднего профессионального образования, с применением независимой оценки квалификации в условиях пилотного проекта

Доклады:

Е.А. Царькова: Управление процессами модернизации региональных программ развития образовательных организаций среднего профессионального образования

В.И. Блинов: Актуальзация региональных программ развития профессионального образолвания в свете задач подготовки кадров для передовых технологий

О.Ф. Клинк: Сопряжение независимой оценки квалификации с промежуточной и итоговой аттестацией студентов.Первые итоги независимой оценки квалификации выпускников колледжей

О.Ф. Клинк: Лучшие практики подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена: проблемы тиражируемости

Е.А. Царькова: Управление процессами модернизации региональных программ развития образовательных организаций среднего профессионального образования

И.А. Гранкина: Академия ВОРЛДСКИЛЛС – ресурс для развития региональной системы СПО

Итоги работы проектной сессии:

В работе сессии приняло участие более 60 человек. Это руководители профессиональных образовательных организаций, заместители руководителей, курирующие вопросы организации и осуществления образовательной деятельности.
Целью работы сессии явилось обсуждение развития цифровой экономики и формирование новых прорывных направлений роста на стыке существующих отраслей, расширение потребности работодателей в кадрах, обладающих мультидисциплинарными компетенциями и минимальной потребностью в адаптационном периоде при трудоустройстве – общемировые тенденции, определяющие глобальный контекст развития системы профессионального образования, как Российской Федерации, так и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Изменения рынка труда определяются высокой скоростью технологических и социальных изменений, значительно повышают риск образования дефицита кадров и компетенций по важнейшим направлениям трудовой деятельности и вносят дисбаланс на региональных рынках труда и, вместе с тем, требуют адаптации системы профессионального образования под развитие новых компетенций.


В последние годы в автономном округе успешно реализуются следующие проекты и инициативы: 
1. В соответствии с положениями Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года в округе реализуются образовательные программы, разработанные на основе федеральных государственных образовательных стандартов по 50 наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям. Разработан и утвержден региональный перечень наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей, обеспечивающий потребности регионального рынка труда.
2. В стадии реализации находится проект «Рабочие кадры для передовых технологий», который предусматривает Создание в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре конкурентоспособной системы среднего профессионального образования (СПО), обеспечивающей подготовку кадров в соответствии с запросами региона по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям СПО в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями. 
В рамках проекта ведется работа по созданию инфраструктурных подразделений в ПОО (в том числе подразделений образовательных организаций на предприятиях), обеспечивающих практико-ориентированное (дуальное) обучение, в т. ч. институт наставничества, создаются специализированные центры компетенций по стандартам «Ворлдскиллс», внедряется демонстрационный экзамен.
3. Организация мероприятий, связанных с организацией и проведением регионального этапа чемпионата «Молодые профессионалы» расширяет возможности самореализации обучающихся и выпускников ПОО, способствует повышению престижа рабочих профессий и квалификации работников, привлечению молодёжи в производственные секторы экономики, а также совершенствованию квалификационных стандартов по рабочим профессиям и специальностям профессионального образования.
В то же время, несмотря на накопление значительного положительного опыта развития отдельных элементов региональной системы СПО, реализованные меры не позволяют провести комплексную модернизацию организаций СПО в целях устранения дефицита рабочих кадров. 
Дополнительным вызовом, обостряющим необходимость концентрации усилий на снижении дефицита квалифицированных рабочих кадров, является реализация проектов импортозамещения, формирования индустрий нового технологического уклада, создания компаний – технологических лидеров мирового уровня
Факторами, существенно затрудняющими задачу формирования профессиональных компетенций, соответствующих потребностям технологического прорыва и цифровой экономики, а также задачам организации независимой оценки компетенций и квалификаций посредством проведения демонстрационного экзамена выступают:
- низкий уровень развития инфраструктуры ПОО;
- дефицит квалификаций мастеров производственного обучения и преподавателей в сфере актуальных информационных и производственных технологий, необходимых в условиях цифровой экономики и отсутствие системы мотивации;
- относительно низкая привлекательность профессий рабочих и специалистов среднего звена в молодежной среде.


Решение вышеперечисленных задач (создание современной инфраструктуры, формирование кадрового потенциала ПОО и создание условий для реализации передовых образовательных программ различного уровня) требует разработки проекта (комплекса мер, программы модернизации системы СПО), определяющего точки роста системы среднего профессионального образования в условиях удовлетворения как текущих запросов работодателей, так и перспективных потребностей социально-экономического развития региона в соответствии с трендами развития технологий и социально-экономической сферы в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.


Участниками проектной сессии предложены следующие проектные решения: 
1. Разработать комплексную Региональную программу развития СПО, включая программу модернизации организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита рабочих кадров, план реализации проектной инициативы «Молодые профессионалы Югры», план реализации проекта «Создание в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре конкурентоспособной системы СПО».
2. Актуализировать деятельность регионального УМО СПО в целях развития сетевого взаимодействия по разработке и реализации образовательных программ СПО.
3. Создать региональный экспертный совет по цифровым технологиям и ЭОР СПО.
4. Создать онлайн платформу для дискуссионно-методической поддержки внедрения лучших практик развития СПО. 
5. Продолжить обучение экспертов чемпионатов и демонстрационного экзамена (по компетенциям, соответствующим стратегическим приоритетам развития экономики региона); участие в программах повышения квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения) ПОО, в том числе на площадках Академии.
6. Изучить возможность создания ЦОПП с учётом имеющейся материально-технической базы ПОО и приоритетных отраслей экономики региона. 
7. Проработать вопрос по созданию совместно с АНО «Национальное агентство развития квалификаций» регионального методического центра национальной системы квалификаций, обеспечивающего включение работодателей в развитие системы профессионального обучения и образования, внедрение профессиональных стандартов, независимой оценки квалификации, лучших практик подготовки кадров с учетом потребностей регионального рынка труда. 
8. Разработать типовые локальные акты по вопросам нормативного обеспечения целевого обучения в СПО.

10 комментарий(я)

  • Пачина Анжела Геннадьевна 29 Августа 2018 Имя: Пачина Анжела Геннадьевна

    Итоги работы проектной сессии
    В работе сессии приняло участие более 60 человек. Это руководители профессиональных образовательных организаций, заместители руководителей, курирующие вопросы организации и осуществления образовательной деятельности.
    Целью работы сессии явилось обсуждение развития цифровой экономики и формирование новых прорывных направлений роста на стыке существующих отраслей, расширение потребности работодателей в кадрах, обладающих мультидисциплинарными компетенциями и минимальной потребностью в адаптационном периоде при трудоустройстве – общемировые тенденции, определяющие глобальный контекст развития системы профессионального образования, как Российской Федерации, так и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
    Изменения рынка труда определяются высокой скоростью технологических и социальных изменений, значительно повышают риск образования дефицита кадров и компетенций по важнейшим направлениям трудовой деятельности и вносят дисбаланс на региональных рынках труда и, вместе с тем, требуют адаптации системы профессионального образования под развитие новых компетенций.
    В последние годы в автономном округе успешно реализуются следующие проекты и инициативы:
    1. В соответствии с положениями Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года в округе реализуются образовательные программы, разработанные на основе федеральных государственных образовательных стандартов по 50 наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям. Разработан и утвержден региональный перечень наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей, обеспечивающий потребности регионального рынка труда.
    2. В стадии реализации находится проект «Рабочие кадры для передовых технологий», который предусматривает Создание в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре конкурентоспособной системы среднего профессионального образования (СПО), обеспечивающей подготовку кадров в соответствии с запросами региона по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям СПО в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.
    В рамках проекта ведется работа по созданию инфраструктурных подразделений в ПОО (в том числе подразделений образовательных организаций на предприятиях), обеспечивающих практико-ориентированное (дуальное) обучение, в т. ч. институт наставничества, создаются специализированные центры компетенций по стандартам «Ворлдскиллс», внедряется демонстрационный экзамен.
    3. Организация мероприятий, связанных с организацией и проведением регионального этапа чемпионата «Молодые профессионалы» расширяет возможности самореализации обучающихся и выпускников ПОО, способствует повышению престижа рабочих профессий и квалификации работников, привлечению молодёжи в производственные секторы экономики, а также совершенствованию квалификационных стандартов по рабочим профессиям и специальностям профессионального образования.
    В то же время, несмотря на накопление значительного положительного опыта развития отдельных элементов региональной системы СПО, реализованные меры не позволяют провести комплексную модернизацию организаций СПО в целях устранения дефицита рабочих кадров.
    Дополнительным вызовом, обостряющим необходимость концентрации усилий на снижении дефицита квалифицированных рабочих кадров, является реализация проектов импортозамещения, формирования индустрий нового технологического уклада, создания компаний – технологических лидеров мирового уровня
    Факторами, существенно затрудняющими задачу формирования профессиональных компетенций, соответствующих потребностям технологического прорыва и цифровой экономики, а также задачам организации независимой оценки компетенций и квалификаций посредством проведения демонстрационного экзамена выступают:
    - низкий уровень развития инфраструктуры ПОО;
    - дефицит квалификаций мастеров производственного обучения и преподавателей в сфере актуальных информационных и производственных технологий, необходимых в условиях цифровой экономики и отсутствие системы мотивации;
    - относительно низкая привлекательность профессий рабочих и специалистов среднего звена в молодежной среде.
    Решение вышеперечисленных задач (создание современной инфраструктуры, формирование кадрового потенциала ПОО и создание условий для реализации передовых образовательных программ различного уровня) требует разработки проекта (комплекса мер, программы модернизации системы СПО), определяющего точки роста системы среднего профессионального образования в условиях удовлетворения как текущих запросов работодателей, так и перспективных потребностей социально-экономического развития региона в соответствии с трендами развития технологий и социально-экономической сферы в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
    Участниками проектной сессии предложены следующие проектные решения:
    1. Разработать комплексную Региональную программу развития СПО, включая программу модернизации организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита рабочих кадров, план реализации проектной инициативы «Молодые профессионалы Югры», план реализации проекта «Создание в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре конкурентоспособной системы СПО».
    2. Актуализировать деятельность регионального УМО СПО в целях развития сетевого взаимодействия по разработке и реализации образовательных программ СПО.
    3. Создать региональный экспертный совет по цифровым технологиям и ЭОР СПО.
    4. Создать онлайн платформу для дискуссионно-методической поддержки внедрения лучших практик развития СПО.
    5. Продолжить обучение экспертов чемпионатов и демонстрационного экзамена (по компетенциям, соответствующим стратегическим приоритетам развития экономики региона); участие в программах повышения квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения) ПОО, в том числе на площадках Академии.
    6. Изучить возможность создания ЦОПП с учётом имеющейся материально-технической базы ПОО и приоритетных отраслей экономики региона.
    7. Проработать вопрос по созданию совместно с АНО «Национальное агентство развития квалификаций» регионального методического центра национальной системы квалификаций, обеспечивающего включение работодателей в развитие системы профессионального обучения и образования, внедрение профессиональных стандартов, независимой оценки квалификации, лучших практик подготовки кадров с учетом потребностей регионального рынка труда.
    8. Разработать типовые локальные акты по вопросам нормативного обеспечения целевого обучения в СПО.

  • БУ Нижневартовский медицинский колледж 24 Августа 2018 Имя: БУ Нижневартовский медицинский колледж

    Предложения для проекта программы модернизации системы среднего профессионального образования:
    Рассмотреть возможность при подготовке ФГОС СПО нового поколения медицинских специальностей дополнения раздела «виды ВКР» следующим пунктом: дипломная работа (дипломный проект) и (или) демонстрационный экзамен - для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена.
    (ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    от 17 ноября 2017 г. N 1138 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 АВГУСТА 2013 Г. N 968»)

  • Ирина Евгеньевна 23 Августа 2018 Имя: Ирина Евгеньевна

    Уважаемые коллеги, в разделе имеются материалы экспертов проектной сессии Блинова В. И., Царьковой Е. А., Клинк О. Ф., Гранкиной И.А. Приглашаем к рассмотрению материалов и активному высказыванию своих предложений.

  • БУ Белоярский политехнический колледж 20 Августа 2018 Имя: БУ Белоярский политехнический колледж

    Предложения в проект программы модернизации системы среднего профессионального образования в ХМАО-Югре:
    1. Создание современных условий образования:
    1.1 Оснащение образовательных учреждений высокотехнологичным учебно-лабораторным и производственным оборудованием не старше 10 лет;
    1.2 создание современной цифровой образовательной среды в профессиональных образовательных организаций;
    2. Внедрение новых программ, технологий и форм организации образовательного процесса:
    2.1 развитие сетевой, дистанционной, практикоориентированной (в т.ч. дуальной) форм обучения в целях непрерывного образования различных категорий населения;
    3. Стимулирование инновационной образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций.
    4. Создание эффективных механизмов стимулирования профессионально-личностного роста обучающихся и педагогов профессиональных образовательных организаций.

  • БУ Нефтеюганский политехнический колледж 20 Августа 2018 Имя: БУ Нефтеюганский политехнический колледж

    Наши предложения:
    1) Развитие современной инфраструктуры:
    1. Обеспечение ОПОП ФГОС ТОП-50, ТОП-Регион электронными образовательными ресурсами.
    2. Приобретение машин и оборудования используемых при реализации ОПОП ФГОС ТОП-50, ТОП-Регион.

    2) Обеспечение кадровых условий реализации образовательных программ:
    1. Обеспечение повышения квалификации педагогических работников по вопросам подготовки обучающихся по профессиям ТОП-50 и ТОП-Регион.
    2. Применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.
    3. Популяризация опыта информатизации образовательного процесса в образовательных организациях СПО.

    3) Модернизация материально-технической базы:
    1. Оснащение мастерских и лабораторий образовательных организаций СПО в соответствии с требованиями ФГОС ТОП-50, ТОП-Регион.

  • БУ Советский политехнический колледж 20 Августа 2018 Имя: БУ Советский политехнический колледж

    Предложения для проекта программы модернизации системы среднего профессионального образования:
    1. Актуализировать перечень ТОП-регион, учитывая специфику действующих производств.
    2. Внедрить региональную грантовую поддержку развития инфраструктуры СПО.
    3. Совершенствовать нормативно-правовую базу по созданию на базе ПОО фирм, заводов и т.д.

  • Ирина Евгеньевна 17 Августа 2018 Имя: Ирина Евгеньевна

    Уважаемый, Александр Владимирович! Отвечаем на Ваш вопрос. Работа нашей проектной сессии ориентирована на высказывание предложений для разработки новой программы модернизации системы профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Приглашаем к активной дискуссии. Спасибо!

  • Надежда Александровна 17 Августа 2018 Имя: Надежда Александровна

    Владимир Игоревич, хотелось бы на проектной сессии затронуть вопросы особенностей формирования ресурсной модели, основанной на территориально-кластерном принципе, с точки зрения учреждений профессионального образования, которые территориально изолированы как от многофункциональных центров прикладных квалификация, так и от ведущих отраслевых предприятий; услышать комментарии о законодательных изменениях в отношении сетевой формы реализации образовательных программ с участием работодателей и комментарий по внесению изменений в статью 264 Налогового кодекса РФ.

  • Туренко Александр Владимирович 17 Августа 2018 Имя: Туренко Александр Владимирович

    Подскажите, а где можно ознакомиться с проектом программы модернизации системы среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры?

  • Ирина Евгеньевна 16 Августа 2018 Имя: Ирина Евгеньевна

    Уважаемый Владимир Игоревич, изучила тезисы доклада. Поддерживаю предложение о включении в региональную программу развития профессионального образования комплекса мер по развитию механизмов государственно-частного партнерства, формированию пакета образовательных программ, обеспечивающих требования работодателей, подготовке кадров на основе современных практикоориентированных технологий и оценке их компетенций, системы их адаптации на рабочем месте.

Идеи, предложения, замечания, проектные решения:

Все поля со знаком (*) обязательны для заполнения.